23:50

Понадобилось мне тут по делу прочитать две новеллы Роберта Говарда о Конане-варваре.


Обе для меня не новинки, обе я читал в подростковом возрасте. Но сейчас я заметил одну вещь, на которую совершенно не обращал внимания тогда.


Говард — не только автор приключений, боевиков, ужасов и мистики (на самом деле, всё перечисленное у него получается умеренно хорошо, а местами и откровенно провально). У Говарда ярко выраженный талант автора авантюрных/плутовских/шпионских романов! 



Как он умеет выписать переплетения интересов множества разных фракций на одном клочке земли — это голова кругом идёт! Нам интуиция как правило говорит, что если возникает множество враждебных друг другу фракций, они начинают объединяться в блоки, по принципу «враг моего врага — мой друг». Но люди Хайборийской Эры об этом принципе, похоже, не очень-то слышали. Не, союзы они заключают... но строго временные, ситуационные, и всегда с целью друг друга кинуть. При этом все знают толк в провокациях и прекрасно стравливают врагов друг с другом. Как они ориентируются, в какой момент кому начинать резать глотки — это реально выше моего понимания. Там реально нет ни героев, ни злодеев, есть только подлецы и предатели разного уровня мерзости и хитрозадости — но по большому счёту, все они друг друга стоят. Такой уровень игры престолов я последний раз встречал у Джорджа Мартина. Но пардон, Мартин-то писатель новой волны, знатный деконструктор. Он прославился как раз тем, что ниспровергал шаблоны. А Говард — один из тех, кто эти шаблоны создавал.


И Конан там — один из самых хитрозадых авантюристов и прожжённых мерзавцев. Разбирается не только в тупой резне, но и в утончённом многоуровневом кидалове, благодаря чему и выходит изо всех передряг живым. Как за сто лет никто не заметил, что этот персонаж в мифологическом плане ближе к Одиссею, чем к Гераклу, ближе к Кришне, чем к Раме, вот чего я в упор понять не могу.


Собственно, два примера:


«Люди чёрного круга». На небольшом клочке гор действуют:



  1. Кшатрии и королева Вендии

  2. Воины и шпионы Турана

  3. Афгулы (дикое горное племя)

  4. Вазулы (другое дикое горное племя, враждебное первому)

  5. Колдуны с горы Имш

  6. Мятежный колдун Хемса

  7. Конан


Все перечисленные фракции минимум один раз пытаются убить и использовать друг друга.


«Сокровища Траникоса». На небольшом клочке пиктских пустошей действуют:



  1. Граф Валонсо со своими людьми

  2. Пират Стромбанни со своими людьми

  3. Корсар Зароно со своими людьми

  4. Дикари-пикты

  5. Колдун Тот-Амон со своими демонами

  6. Конан


Все перечисленные фракции минимум один раз пытаются убить и использовать друг друга.


А самое забавное, что в других рассказах Говарда (в цикле о Кулле, например, или о Соломоне Кейне) — такого хитросплетения интриг нет и в помине. Сюжет там вполне линеен, протагониста от антагониста даже слепой отличит. Максимум, используется схема «есть две человеческих фракции и нечеловеческая угроза им всем». Но таких многоуровневых переплетений, как в ряде образцов «конины» — даже близко нет.






@темы: критиканство, фантастика

Комментарии
08.01.2019 в 02:05

Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринять труднейшее. (св Иоанн Лествичник)
Говард - вообще - гениален. жаль что рано умер.
А серии о Кулле и Кейне просто очень маленькие. может он и туда бы впихнул многоходовые интриги но не успел...
08.01.2019 в 05:50

Быть галанитом не преступление. Преступление -- быть живым галанитом.
Соломон Кейн -- упёртый пуританин, он со словом Божьим и пистолетом идёт напролом.
Кулла надо будет перечитать, не так много про него написано, и я толком уже не помню.
А Конан да, в интригах и провокациях как рыба в воде. ИЧСХ, у первой волны эпигонов (Спрэг де Камп, Лин Картер), работавших по горячим следам, это заметно тоже. Но нам застит глаза кинообраз прямолинейного качка-варвара и то, что писалось уже под его влиянием.