ЧСХ, я совсем не толкинист. "Властелин колец" заставить себя перечитать вряд ли смогу, даже если захочу. Сильм - где-то там, на обочине моих интересов, и то читать больше предпочитаю в пересказе Свиридова (как и Брилёву в пересказе Афиглиона, интересная параллель - то и другое у меня куда легче идёт). Но мой в общем-то проходной пост про Валар вызвал такой шквал комментариев, что я аж офигел. Рекордный до сих пор в моём ЖЖ, перегнал даже прививку от антропоцентризма, на порядок более интересную и оригинальную, на мой взгляд. Что немало удивило.

Но раз уж поднял тему, надо её завершать. Так что выложу здесь ещё несколько сумбурных мыслей по мотивам предыдущего обсуждения.
Чем, собственно, меня (заядлого поклонника НФ и космооперы) привлекает Сильм (и чего я не нахожу во Властелине Колец)? В первую очередь масштабом. Масштабов в нём два. Один открывается сразу - это масштаб пространства и энергии. Этот масштаб, как раз, раскрыт недостаточно, как на мой капризный вкус (да, люблю я спецэффекты, люблю!) - я уже жаловался на это дело.
Второй масштаб - временной - открывается только при вдумчивом прочтении. И впечатляет куда больше. Будучи отличным знатоком как истории, так и мифов, Толкин проделывает гениальный, на мой взгляд, трюк - "упаковывает" бездны исторического времени в мифологическое безвременье. При беглом прочтении Сильм производит впечатление этакого валарского междусобойчика: Валар построили, Мелькор сломал, Валар пошли наваляли Мелькору, Валар построили, Мелькор сломал... и так двадцать раз. Детский сад. Где-то там в промежутках суетятся эльфы, скачущие как блохи, то в Валинор, то обратно, но впечатления не производят. О людях и говорить нечего.
Этот литературный эффект немного напоминает роман Савченко "Должность во Вселенной", с его НПВ-эффектами и режимом "кадр-год" (ох напишу я однажды про ДВВ отдельно, там такой ляп, ну такой вкусный ляп...) - стоит приблизить фокус "пространственных линз" сюжетного восприятия - и тааакие бездны открываются! Когда понимаешь, что между двумя соседними строчками в тексте Сильма - прошли десятилетия, а порой и века, а то, что ты читал страницу назад - и вовсе стало для смертных ЭТОЙ страницы - легендой, древней историей, эпосом. Оно таки впечатляет.
Меня, например, особенно поразила история Нуменора. "Людям дали остров/люди обнаглели/у людей отняли остров" - в книге этот цикл занимает какую-то страничку, и возникает впечатление, что бедняги толком даже разобрать пожитки из Белерианда не успели - а тут уже Волна... А когда мне показали отыгрыш из Второй Эпохи, и до меня ДОШЛО что этот "эфемерный островок" просуществовал всю Вторую Эпоху, этак втрое больше чем ВЕСЬ Древний Рим, от Ромула с Ремом до Одоакра включительно... и был в своё время настолько же могущественнее, и казался современникам настолько же незыблемее того самого Рима...
А ведь Валар, скорее всего, именно таким "эфемерным островком" его и воспринимали - как не очень внимательный читатель. "Мы же только вчера дали этим людишкам хорошую землю, куда они теперь опять лезут?!"
Менее ярким, но всё же хроношоком обернулось и осознание следующих фактов (возможно, они кому-то помогут).

1) Ни одно разумное существо Арды (исключая Валар и Майар, само собой) никогда не видело Светильников - они горели над доисторической Ардой. Мир динозавров (в лучшем случае мамонтов) и шагающие среди этих зверей гигантские существа-терраформеры. И так - бесчётные века. Можете себе это представить?

2) Ни один человек никогда не видел Древ Валинора - люди пробудились в первый Год Солнца. Тоже та ещё картинка - величественные эльфийские замки и города на берегу, сами эльфы - в роскошных одеждах, помесь роскошнейшего Средневековья без его природных минусов, с эпохой Возрождения... А у стен этих замков - голые, босые, грязные, заросшие людишки с каменными топорами (а вы бы каким были, проснувшись без единой полезной вещи и без всякой информации посреди дикой природы?). Представляете, да? Тут либо с первого взгляда влюбиться, либо с него же возненавидеть, третье дано очень немногим. Учитывая отношение эльфов к людям (в среднем) - второе вероятнее.
Да, а с другой стороны - Ангбанд возвышается. Ещё более могучий и величественный, чем самая большая эльфийская крепость. Представляете ЭТО в глазах людей каменного века? Это так, для полноты картины.

3) За исключением Войны Гнева (а если Юля права - то и в ней тоже) не было НИ ОДНОГО систематизированного контакта людей с Валар - только случайные пересечения с Ороме да смутные контакты отдельных избранных с Ульмо. В то же время Мелькор с ними встречался и беседовал много, часто, и судя по всему - не слишком-то агрессивно. Тем не менее от них требовалось сохранять верность каким-то Владыкам Запада, которых не только они лично, но даже их предки ни разу не видали - только слышали в пересказах эльфов, отнюдь не похожих на образец добропорядочности. Из всего положительного исторического опыта (пока ещё весьма короткого) - только контакты с Мориквэнди.
Кстати, интересно, почему это именно Ночные Эльфы, ни разу не видевшие Света Валинора - ведут себя на страницах Сильма порядочнее всего? Братьев не режут, людей не презирают, наоборот, полезному всякому учат... В то время как Элу Тингол, Король Дориата, единственный из Детей Илуватара, связавший жизнь с дочерью из народа Айнуров, единственный из Мориквэнди, глаза которого видели свет живых Дерев Валинора, а после — их отсвет в сияющей глубине Сильмарилла - личность мягко говоря амбивалентных моральных качеств. То дочь за камушек продаст, то гномов до смерти оскорбит... Может, что-нибудь подправить в консерватории Свете Запада?

URL записи